Итак, начинаю прямой репортаж с переборки и чистки вилки Rock Shox XC32.
Вилку надо снять с велосипеда и тщательно вымыть, особенно в районе сальников и регуляторов, можно даже с применением зубной щётки. Затем тщательно протереть мягким полотенцем и высушить.
Перед началом разборки установить нижний регулятор демпфера в положение «заяц», то есть самый быстрый отскок, и вытащить флажок-указатель на себя (он ничем не привёрнут, держится за счёт силы трения на резиновом кольце болта).
Регулятор сжатия пружины в левой ноге открутить в самое мягкое положение, это спасёт резьбу заглушки при снятии и облегчит её обратную установку.
Снимаем верхнюю крутилку прелоада с помощью шестигранника, стопорное кольцо ручки блокировки турнкея снимаем специальным съёмником (у кого нет, тот может снять маникюрными ножницами, но оно тугое!). Под синей крутилкой блокировки демпфера находится резиновое колечко-пыльник, смотрите не потеряйте.
Затем отвинчиваем нижние болты крепления стоек на два-три оборота:
И осаживаем их внутрь штанов лёгкими ударами молотка через деревянную проставку, иначе вы штаны не стянете руками, очень плотно в них стойки сидят:
Теперь можно вывернуть болты целиком. У них прорезиненные шайбы для герметизации нижних торцов штанов, а болт со стороны демпфера ещё и белым герметиком смазан:
Чуть приспускаем штаны с ног, и сливаем масло через нижние отверстия (лучше в широкую кастрюлю). У меня слилось совсем чуть-чуть, и то из демпферной штанины. Штанина с пружинной стойкой была почти сухой.
После слива масла можно смело отделять штаны от ног:
И внимательно осмотреть их внутренности на предмет наличия грязи и царапин. У меня, после первого сезона использования и 9600 км пробега, внутри оказалась почти девственная чистота. Даже поролоновые пыльники не потемнели, остались белыми, лишь кромки трения с ногами почернели.
В глубине штанов тоже всё в порядке:
Маленькой отвёрткой извлёк поролоновые колечки наружу, они оказались совершенно сухими. Какая-то синяя смазка была только на верхних кромках резиновых сальников.
Замочил их в средстве для мытья посуды, хотя можно было и в керосине, но тоже с последующей промывкой водой и просушкой на батарее:
Штаны промыл с помощью подходящего ёршика в ванной. Сначала под горячей струёй воды, затем залил туда средство для мытья посуды и хорошенько ёршиком пошуровал. И так несколько раз проделал, не ленитесь и вы.
В процессе промывки в штанах гулко забрякали большие резиновые шайбы с самого дна. Вытаскивать их не стал, они и так хорошо очистились в такой бане. После мойки протёр штаны снаружи и положил сушиться на батарею, предварительно убедившись что те самые резиновые шайбы стоят раком поперёк трубы, так всё просушится идеально, а установить их на своё место можно будет при сборке.
Кромки сальников и углубления под поролоновые колечки промывал зубной щёткой, она мягче ёршика и чистит лучше.
Направлящие ног в штанах действительно металлические, да ещё и с тефлоновыми колечками по краям, оттого вилка так идеально работала даже при минимуме масла.
С помощью накидной головки на 24 мм открутил заглушку пружины и извлёк узел целиком. Как видим, густой смазки тоже немного нанесено:
Тем же торцевым ключом отвинчиваю демпфер-локаут на правой ноге и осторожно его вытаскиваю, дав стечь маслу вниз.
Затем сливаю из ноги гидравлическое масло. Оно хорошего качества и почти не потемнело. По объёму близко к норме в 145 мл, но всё-таки его меньше.
Таким образом, необходимая разборка завершена. Остаётся всё протереть, смазать вновь и приступить к обратной сборке.
В сети можно найти множество руководств по обслуживанию подобных вилок Rock Shox, и почти во всех разная последовательность сборки. Так вот, дети мои, слушайтесь совета мудрого Славы-байкера:
ОБРАТНУЮ СБОРКУ ВИЛКИ ROCK SHOKS СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ С ЗАПОЛНЕНИЯ ДЕМПФЕРНОЙ НОГИ МАСЛОМ И УСТАНОВКИ КАРТРИДЖА TURNKEY.
И никак иначе!
Только так вы сможете сразу убедиться в работоспособности собранного узла и отсутствии подтёков масла.
Отмериваем ровно 145 мл (и ни грамма больше!) вилочного масла вязкостью 5W и заливаем его в ногу. Лучше это делать шприцем Жане объёмом 150 мл, но у меня его не оказалось и пришлось отмеривать в стаканчике более мелким шприцем. На фото наглядно видна метка прежнего объёма, залитого на фабрике:
Залил масло через воронку и закрутил картридж. Затем следует стойку посжимать с усилием для проверки подтёков. Они могут быть и снизу, в случае износившихся сальников; и сверху, в случае слабой затяжки картриджа. Убедитесь в том, что стойка имеет полный рабочий ход. После этого установите крутилку локаута для проверки работоспособности блокировки.
Теперь можно и пружину назад установить в левую ногу. Закрутите как следует заглушку, но крутилку регулятора не устанавливайте, это делается в самом конце, когда будет закреплена стойка в штанах.
Кому охота, тот может увеличить ход вилки до 120 мм перестановкой штифта в пружинной стойке. Но я не стал этого делать, поскольку для туризма 100 мм вполне достаточно.
Приступаем к заключительному этапу сборки очищенной вилки.
Для смазки сальников необходимо приготовить фирменную смазку великолепного Славы-байкера. Берём любую имеющуюся под рукой консистентную смазку (в моём случае это Литол-24) и жидкое вилочное масло, которое будет заливаться в штаны. Смешиваем их в равных пропорциях до получения консистенции жидкой сметаны.
Этой смесью пропитываем поролоновые колечки и всё пространство под сальниками до башингов, а также и углубление между верхней и нижней кромкой сальника.
После этого можно вставлять верхнюю часть вилки в штаны. Но не до конца. В торцевые отверстия штанов заливаем шприцем вилочное масло вязкостью 15W. В правую штанину (там где демпфер) 5 мл, в левую (там где пружина) 10 мл. Вообще то, я залил 7 и 12 грамм, но это уже не по инструкции, а с запасом.
Теперь можно осадить стойки до конца и закрутить нижние болты. После затяжки надеваем флажок-регулятор отскока и проверяем его действие.
В самом конце привинчиваем крутилку прелоада пружины и проверяем её работу.
Всё работает идеально, обновлённая вилка готова к новым приключениям:
Внимание, важное дополнение!
Сегодня установил вилку на велосипед и проверил её в движении. Оказалось что ход вилки уменьшился на пару сантиметров, а дальше ноги упирались во что-то мягкое. Виной всему оказался небольшой перелив масла в демпфер, вместо 145 мл я залил туда 150. Проблема решилась за пару минут. Открутил прямо на собранном велике демпфер-локаут и шприцом откачал 5 миллилитров масла. Теперь вилка работает нам полный ход.
Так что, не допускайте ни малейшего отклонения от официальной инструкции: точно заливайте в вилку указанные в мануале объёмы.