В конце весны, пока не прогрелось море на тёплом юге, хорошо съездить в Карпаты. Тем более, что апрель и май считаются наименее дождливыми месяцами в этом насыщенном влагой месте. Вот и я, уловив солнечную погоду и разделавшись с биржей труда, 6 мая 2013 года отправился покорять лесистые вершины западной Украины.
Денег в карманах было совсем немного, около пяти тысяч рублей. Эту сумму нужно было рассчитать для двухнедельного путешествия. Львиная доля уходила на проезд железнодорожным транспортом, будь это РЖД трижды неладно, а председателя Якунина чтобы навеки скрючило, сволочь такую. Вот, ведь, как цены на проезд задрали, пёсьи дети!
Можно было бы неспешно доехать до Карпат и своим ходом через Белоруссию, а деньги потратить на обильное питание и пивные возлияния. Но в таком бы случае я не смог бы вовремя вернуться в Москву к 20 мая для следующей явки в службу занятости, где состою на учёте безработным. А это в свою очередь повлекло бы лишение денежного пособия размером 3200 рублей.
Билет до Львова стоил 2400 рублей, что показалось совершенно неприемлемым. С учётом стоимости возвращения, грошей на еду в таком случае совсем не оставалось. Поэтому было принято компромиссное решение ехать на поезде до Киева, а оттуда уже пробираться на запад крутя педали.
И вот, к трём часам дня я прибыл с велосипедом на Киевский вокзал в Москве. Как раз в это время от перрона начинает отходить множество поездов на Украину. Подскочил в первый попавшийся вагон с надписью «Ужгород» и сразу к проводнику: «Дядя, довези до Львова за пару тысяч рублей»
Ужгородский проводник на просьбу откликнулся по мове и предложил заплатить за проезд двести долларов. Про катаклизмы с безбилетным проездом в украинским поездах я уже рассказывал в предыдущем отчёте, в этом году лавочку прикрыли, и теперь приходится покупать билеты в кассе, либо переплачивать втридорога. Пришлось выскакивать из вагона не солоно хлебавши и следовать в кассы дальнего следования. Хорошо хоть на Киевском вокзале их множество и ждать в очереди не пришлось. Кассирша мгновенно выписала мне билет до Киева за 1580 рублей на тот же самый львовский поезд с прицепленными вагонами до Ужгорода, что уже стоял под парами. Через полчаса я благополучно загрузился на верхнюю полку плацкартного вагона и в 15.43 мы тронулись в путь.
Был ещё вариант добраться до Киева на молдавском поезде всего за тысячу рублей, но буквально за десять дней до этого я ездил в небольшой велопоход от Киева до Сухиничей и прокинул одного молдаванского проводника, не заплатив ему обещанных денег. Дело было так, молдаванин посадил меня в свой вагон, но комфортных условий проезда не предоставил. Пришлось перескакивать с места на место, а то и вовсе стоять в тамбуре. В результате я тихой сапой выгрузился в Конотопе на длительной стоянке, а жадный проводник остался без денег. До Киева остаток пути проехал на электричке тоже бесплатно.
Такой способ доставки на Украину показался мне превосходным, но теперь приходится избегать поездов Москва-Кишинёв, а ведь их проводники гораздо более сговорчивые.
В этот раз, в львовском поезде, моими соседями была семейная пара из города Волочиск, что находится на границе Хмельницкой и Тернопольской областей. Они работали слугами в Москве у богатого владельца адвокатского бюро и были моими ровесниками, отчего разговор между нами быстро наладился. Муж служил водителем на трёх машинах и посыльным – покупал продукты в магазинах, был курьером, возил детей в школу и бассейн, а также исполнял множество других обязанностей. Жена прислуживала в большом трёхэтажном доме на Ильинском шоссе, стирала и гладила, мыла полы и окна, в общем вкалывала как Золушка.
Зарплату хозяева платили им в размере 60 тысяч рублей на двоих, деньги эти украинцы получали в долларовом эквиваленте и обменивали на гривны только у себя дома, так наиболее выгодно. Каждый месяц они менялись с другой семейной парой и ехали отдыхать домой.
Кроме них, в вагоне было ещё множество таких же семейных пар, вкалывающих в Москве прислугой. Но мои соседи были наиболее удачливыми, поскольку другим хозяева платили всего лишь по 50 тысяч рублей на двоих. Кроме денег, они везли в свой Волочиск множество огромных сумок и чемоданов. В них были сложены подарки щедрых хозяев – старое бельё и одежда, предметы быта. Особо ценной добычей был старый плоский жидкокристаллический телевизор диагональю 32 дюйма (хи-хи!!!), купленный «предприимчивыми» украинцами у каких-то воров таджиков за 6 тысяч рублей. Они его оберегали с особой тщательностью и даже во сне клали под подушку, хотя на соседней боковой полке он был бы куда в большей сохранности.
Работают подобные семейные пары в Москве на износ, эксплуатируют их хозяева нещадно. Всю дорогу мне пришлось слушать жалобы на невыносимые условия труда и расшатанные всвязи с этим нервы. Домашние слуги, особенно водители, почти не спят. От них постоянно требуют выполнения своих обязанностей в независимости от времени суток, а тут ещё и ужасные московские пробки. Над этими украинцами издеваются даже семилетние дети нуворишей, жалуясь по телефону родителям что «тётя Ганна» лежит на диване и смотрит телевизор, вместо того, чтобы готовить маленькому засранцу манную кашу.
Кроме хозяев, с наёмных слуг тянут жилы платные кадровые агентства, помогающие трудоустроиться в богатых домах на Рублёвке. Этим агентствам тоже необходимо отчислять какой-то процент от полученных денег. Из-за отказа платить условленные суммы возникают конфликты и даже мордобои от подосланных недоброжелателями бандитов. Так один друг-водитель моей семейной пары из соседнего купе ехал на родину с разбитой рожей и мешками под глазами от бессонных ночей и переживаний.
Но и деваться этим украинцам некуда, на родине они получали бы сущие копейки. Вот и приходится им раз за разом ездить на заработки в ненавистную Москву, отсюда и истоки ненависти к москалям.
Моё желание прокатиться на велосипеде по Украине осталось для них совершенно непонятым. Скорее всего, в глазах этой семейной пары я был точно таким же бездельником, как и их хозяева. Муж всё время советовал прикупить мне скутер для подобного рода путешествий, считая что такие большие велопробеги являются сущей мукой, а не удовольствием. И вряд ли взгляды на жизнь у них в ближайшее время изменятся.
Вот до чего довёл развал могущественной страны. Теперь у украинцев «свобода и независимость», но о том ли они мечтали?!
И, тем не менее, Украина для нас, москвичей, притягательна именно своей бедностью и невысокими ценами. Благодаря экономической отсталости, её не осаждают толпы черножопых мусульман-гастарбайтеров, а потому она и отстаётся до сих пор этнически чистой страной со славянским населением. В той же Москве теперь даже по улице пройтись противно, везде поганая чёрная рожа вылезет, а на ридной Украйне глаз отдыхает.
Дорогие братья-украинцы, смотрите и впредь не допускайте на свою прекрасную отчизну мерзких мусульман, а то потом этих тараканов не вытравите.
Вот вы, особенно западенцы, всё Януковича ругаете. А ведь он намного лучше нашего продажного негодяя Путина. Смотрите же, не промайнайте свою настоящую свободу и независимость!
Украинцы чётко позиционируют себя на «восточных» и «западных», причём восточные подвергают западных гораздо более частым нападкам, жалуясь что якобы все бюджетные деньги большей частью уходят на Львовщину и в Закарпатье.
Так вот, мои дорогие восточноукраинские друзья и особенно крымчане, сообщаю с полной ответственностью: жизнь на Западной Украине ничуть не лучше вашей.
Таких разбитых дорог, как во Львовской области, вы не встретите нигде. Шоссе и даже местные грунтовые просёлки восточной Украины могут считаться по сравнению с ними высокоскоростными хайвеями, проверено лично и сомнению не подлежит.
Слышал я сказочку, что западноукраинские поезда представляют собой образец высокой культуры, но это тоже ложь. Более грязных туалетов нет даже в харьковских и крымских электричках. Вагоны все разбитые и скрипят, что плацкартные, что купейные. Разболтанные багажные полки в нашем львовском поезде ужасно трещали. Даже выспаться не удалось перед прибытием в Киев из-за этого треска, каких только бумажек мы туда не подкладывали.
Вот вам типичный туалет в западноукраинском поезде, может и не стошнит от просмотра:
На Западной Украине меньше пьянства и алкоголизма? Тоже враньё. Пить на Львовщине и в Закарпатье начинают с шести часов утра, на улицах красивых городков собираются компании местных выпивох и начинают день с 200-граммовых чекушек из дежурных ночных лавочек, закусывая их, в лучшем случае, апельсином. Более солидные граждане, и даже гуцулы, тоже рабочий день с пропуска стаканчика начинают, но уже позднее, часов в девять в барах при магазинчиках.
Многим русским туристам нравится идиллическая картинка из Европы, когда чехи или немцы сидят в уличных кафе и неспешно потягивают пиво, независимо от своего социального положения. На Западной Украине такую картину тоже можно наблюдать в каждом селении, особенно по вечерам почти все мужики так поголовно отдыхают. Вроде бы всё пристойно и культурно. Но вот вам такое зрелище в качестве приправы к этакой благодати:
Выхожу я из магазина в городе Болехов с бутылкой крепкого пива «Арсенальное» в руках. Рядом за столиками сидят чисто одетые горожане и пьют хорошее разливное пиво из кружек. Один из них, пожилой мужик лет 55-ти, выходит и интересуется маршрутом моего путешествия, задавая дежурные вопросы. Неспешно отвечаю ему на всё и собираюсь уезжать, откупорив бутылку отвёрткой. И вдруг мужик выдаёт неожиданную просьбу: «Дай пивка отхлебнуть!»
Отвечаю ему:
«Ты туда своих слюнек напустишь, давай стаканчик – отолью»
«Да я на лету выпью, не касаясь губами горлышка», - не унимается алкаш.
Пришлось отказать ему в жёсткой форме. Разве это высокая культура потребления алкоголя, если в приличном на вид кафе сидит такая дешёвая алкашня? Ни разу ко мне с такой просьбой в восточной Украине не обращались, хотя было дело, что просили одну-две гривны на выпивку.
Но не всё так плохо на Западной Украине, есть и масса положительных моментов. И самое главное, это любовь и уважение местных жителей к вере. После пасхи вместо приветствия там говорят «Христос Воскрес!» и отвечают «Воистину Воскрес!», причём даже незнакомые между собой люди, просто так при встрече. И ещё западные украинцы почти не ругаются матом, во всяком случае, не делают это публично.
Но обо всём этом читайте в дальнейшем повествовании, а пока продолжу рассказ в хронологическом порядке.
В Киев мы прибыли в четыре часа утра по украинскому времени, было ещё совсем темно. Даже в такую рань чувствовался жар большого города, не успевшего остыть за ночь, и это очень радовало, поскольку в подмосковных лесах ещё лежал снег.
Обратился к проводнику с просьбой доехать до Львова за дополнительную плату в 500 рублей, но получил отказ, рисковать он не решился. Перед походом я никогда не составляю окончательного маршрута путешествия, импровизировать по ходу дела гораздо интереснее. В этот раз первоначальный этап путешествия был уже наготове. Из Киева первым делом я собирался добраться по широкой дороге с разделительной полосой до Житомира, находящегося в 140 километрах от столицы Украины.
Но сначала прокатился по Крещатику до Софийской площади, в центре которой меня неожиданно атаковали комары. Вот так встреча!
Ещё раз меня комарики покусали на житомирщине, когда ставил палатку в первую ночь, а уже на Западной Украине они исчезли. Не сказать, что их вовсе не было. Бывало, что и крутилась парочка поблизости, но западноукраинские комары оказались совершенно некусачими.
Утренний Крещатик очень понравился, особенно его пешеходный бульвар. Везде чисто и ухоженно, множество палаток с различной снедью, но деньги в центре Киева я так и не смог поменять. Несмотря на множество банков в округе, не было ни одного ночного обменника. И только «добрый» таксист предложил мне за тысячу российских рублей двести гривен, хотя по официальному курсу обмена это стоило никак не меньше 250-ти. Пришлось выкатываться из центра не солоно хлебавши. Ждать до девяти часов утра, времени открытия банков, я не собирался.
Путь в Житомир лежал через длинный проспект Победы, начинающийся прямой линией от самого Крещатика. Проехал цирк, несколько станций метро, авиационную корпорацию «Антонов» и множество других достопримечательностей. Огорчило только оформление киевских остановок общественного транспорта. Метров пятьдесят-семьдесят проезжей части возле них вымощено грубым булыжником и велосипедисту остаётся либо трястись по ним, прижимаясь к бордюру, либо принимать левее в поток транспорта и рисковать при этом своей жизнью.
Вот и первый супермаркет «Фуршет» возле дороги, к счастью у меня было заныкано семь гривен, оставшихся с предыдущего украинского визита. Первая покупка в Киеве, конечно же, пиво!
На голодный желудок 1,2 литра «Черниговского» очень хорошо пошли, захмелился по кайфу.
А вот уже и окраины, здесь реальность превзошла все мои ожидания. Я выехал на скоростную сверхсовременную трассу Киев – Чоп, отстроенную совсем недавно к чемпионату Европы по футболу. Огромному комфорту передвижения по ней способствовала широченная резервная полоса сбоку, да и машин на этой магистрали совсем немного, по сравнению с аналогичными подмосковными дорогами.
Мой сверхскоростной велосипед на колёсах 26 дюймов сразу показал все свои замечательные возможности, а некоторые дурачки до сих пор продолжают покупать и эксплуатировать найнеры, которые совершенно не катят. Пробегов менее 150 километров за день в этом путешествии у меня не было, даже в горах.
Всё шло прекрасно, но оставалась одна проблема – необходимо было поменять рубли на гривны. Для этого я покинул широкую магистраль и близ села Колонщина свернул на местную дорогу, ведущую в районный городок Макаров, в котором к десяти часам утра банки уже открылись. За селением Вышеград наткнулся на придорожное кладбище, решил проверить имеются ли на нём съестные припасы.
Это оказался единственный погост на Украине, где был обнаружен поминальный хавчик, больше такого нигде не встречалось. Несмотря на только что прошедшую два дня назад пасху, обычая оставлять поминальную еду на могилах у местного населения нет. Видимо слишком сильно влияние католицизма.
Так что, без денег на Украине не прокормишься, это вам не щедрая Россия. Ну, разве что, только по огородам лазить. Но это летом, когда урожай созреет.
В Макарове быстро обменял тысячу рублей на 253 гривны в Райфайзен-банке, прикупил ещё хавчика вдобавок к могильному, позавтракал на окраине и поспешил поскорее выбраться на скоростную чоповскую трассу. Ещё немного усилий и вот уже Житомирская область, километры на моём дальнобойном экспрессе пролетают совершенно незаметно.
Особенно радовали украинские придорожные картины. Тут вам и цветущие сады, и душистая сирень и огромное количество аистов на столбах.
Качество прекрасной дороги оставалось неизменным, вдобавок вдоль неё и широкие боковые проезды существуют. Для тех, кто хочет совсем уж в полном одиночестве ехать.
Заехал в городок Коростышев, где слегка промахнулся с продуктами – следовало бы сало в виде проперченного рулета купить, а я взял копчёной тюльки, которая впоследствии оказалась с душком. К тому же, покупки я делал в обычном магазине, а чуть впереди оказался супермаркет «Фуршет», в котором всё намного дешевле. Вдобавок много времени потерял при выезде на трассу по разбитой местной дороге. Эх, лучше бы в объезд ехал. В дальнейшем ещё не раз сожалел о таких заездах в маленькие городки. Когда летишь по скоростной трассе, лучше не отвлекаться на всякие глупости, а пожирать километры.
Вот и в Житомир я тоже напрасно заехал. Ничего хорошего в нём нет, да ещё и двойной прокол заднего колеса получил от кусочка калёной проволоки, отломившейся с каркаса зажёванной автомобильной шины.
Вроде бы этот город является одним из главных героев еврейских анекдотов, а никаких достопримечательностей я там не увидел. Одни унылые хрущёвские пятиэтажки да пыль. Сунулся было на шоссе до Хмельницкого, но, проехав по нему около трёх километров и расспросив местных жителей, сразу понял ошибочность этого шага и вернулся на чоповскую трассу, чтобы следовать в Карпаты через Львов. Дорога Житомир – Хмельницкий оказалась совершенно разбитой, машины по ней передвигаются змейкой. Зачем же мучиться, когда можно быстро и с комфортом доехать по идеально ровному асфальту.
Порадовала в Житомире лишь подготовка театрализованного представления ко Дню Победы у памятника героям войны. На площади перед обелиском собрали толпу молодёжи, и репетировали как народ разбегается при налёте немецкой авиации под устрашающее завывание юнкерсов.
В первый день путешествия я проехал 187 километров и остановился на ночь далеко за Житомиром. Тут меня немного покусали комарики, как уже писал выше, пока ставил палатку. А на следующий день, под Ровно, комары исчезли и не появлялись вплоть до конца поездки в Сумской области и Суземке.
Второй день начался с ещё большего энтузиазма, до Львова оставалось всего два дня пути, а значит горные вершины скоро-скоро предстанут перед глазами.
С утра заехал в придорожное село, купил пакет молока и булочку с марципаном. Такой завтрак оказался очень энергоёмким, втопил без остановки до Новограда-Волынского. Вот только местные мужики из этого села, у которых я расспрашивал дорогу до магазина, почему-то посчитали меня националистом, так как общаюсь я исключительно по-русски. Но об этом они мне не в глаза сказали, а в разговоре между собой чуть позже. Услышал вполуха, когда повторно мимо них с молоком и булочкой проезжал. Ничего предосудительно в этом нет, в шортах и майке я выглядел как спортсмен из Житомира, вот они и посчитали меня за местного русского националиста, принципиально не желающего изучать мову.
Вдоль дороги продолжала бушевать зрелая весна, всё цвело и пахло. На высокой скорости я не раз сталкивался с майскими жуками, у которых заканчивался массовый лёт.
Встретился необычный раскрашенный мемориальный комплекс воинам Великой Отечественной войны, видимо подновлённый ко Дню Победы. Бойцы выглядят прямо как из игрушечного набора для коллекционеров оловянных солдатиков:
Современная трасса радовала своей информативностью, вплоть до температуры дорожного покрытия и воздуха, которые даже утром прогревались весьма существенно.
В Новоград-Волынский решил таки заехать, а то уж больно длинный там объезд, и в этот раз не пожалел. В местном супермаркете удалось купить двухлитровую баклажку очень хорошего пива «Оболонь» всего за 12 гривен вместо семнадцати, у них там какая-то акция была. Но молодая кассирша и при этом решила меня обсчитать. Объявила, что 17 гривен стоит, хотя на чеке пробилось двенадцать. И так везде на Украине, постоянно продавщицы обмануть хотят, обсчитать или сбыть просроченный товар. Так что смотрите в оба и не стесняйтесь давать отпор.
Выехав снова на трассу, в самый полуденный зной я расположился в беседке на площадке отдыха, где неспешно отобедал с пивом, заодно и побрился в комфортных условиях. А там уже и Ровенская область началась. Рельеф стал холмистый, пошли небольшие спуски и подъёмы.
Во второй половине дня дорожное полотно сильно раскалилось под весенним солнцем, все +35 градусов Цельсия, но это только добавило скорости, и подъёмы преодолевались очень легко.
Пиво я быстро высосал при такой жаре и на одной из остановок в населённом пункте Гоща увидел стоящую на лавочке при автобусной остановке большую жёлтую бутылку со знаменитым украинским напитком «Живчик». Пока сообразил что к чему, да пока тормозил с высокой скорости, проехал довольно далеко вперёд. А ведь бутылка могла быть наполовину полной, решил вернуться. Только подъезжаю к остановке, как вижу, бежит навстречу паренёк лет пятнадцати с лестничного перехода. А я хлоп, и быстро присел к бутылке, заслонив её своим телом. Паренёк подходит и тоже присаживается, но левее от меня, а бутылка справа. Короче, я так понял, что он за своим забытым напитком спешил вернуться, но слегка опоздал. Юношеская стеснительность воспрепятствовала ему эту бутылку сразу взять, чтобы на помоечника не походить. Но и я уже Живчика за свою добычу посчитал и упускать не хотел.
И вот начался у нас разговор, что да как, да куда еду. Долго разговаривали, минут пятнадцать. Я всё жду, когда автобус подъедет и паренёк на нём удалится, чтобы бутылку без свидетелей взять, а парнишка ждет, когда я путь продолжу, чтобы свой сок допить.
В итоге мне сидеть надоело, говорю: «Надо мусор выбросить». И достаю из-под резинового жгута пустую пивную баклажку, заодно и бутылку с «Живчиком» в другую руку беру (а она действительно оказалась почти полная!). Иду к мусорному баку, выбрасываю в него пустую бутылку, а «Живчик» в левой руке прячу и прижимаю к боку.
«Ну всё, пока!» - говорю ошеломлённому пацанчику и уезжаю. Стыдно конечно было, что у юнца Живчика отжал как бомжара последняя, ну да мы с ним больше не встретимся, а напиток с содержанием сока оказался очень вкусным, так что не зря старался.
К вечеру я прибыл к окраинам Ровно, но заезжать в город не стал, решил оставить осмотр на утро. Пока солнце было высоко, принялся искать удобное место для ночлега. Чтобы не было слышно шума машин, проезжающих по трассе, отъехал по булыжной каменке на пару километров в сторону и расположился в лугах. Всего во второй день путешествия проехал 170 километров. Всё-таки 26-дюймовый велосипед реально быстрее любого найнера или гибрида. Ну и глупость я совершил в прошлом году, когда купил дорогой найнер Merida Big Nine XT-D и мог проезжать на нём лишь по 100-110 километров за световой день. Слава богу, удалось вовремя избавиться от этого дерьма.
Ранним утром 9 мая я въехал в Ровно. Надеялся увидеть подготовления к параду Победы, но ничего особенного не заметил, а может, было слишком рано. Как впоследствии рассказал мне местный житель, бесплатную гречневую кашу в этот день всё-таки раздавали. Напомню, что Ровенская область первая в череде западноукраинских областей на моём пути. Как-никак, а менталитет у людей здесь особенный и отношение ко Дню Победы тоже должно отличаться.
Сам город совершенно не впечатлил. Опять та же череда хрущёвских пятиэтажек в центре, куча новодела на центральной площади с театром, более похожим на сельский дом культуры, канареечный цвет псевдоевроремонта фасадов. Даже обидно, что областной город оказался таким неказистым. После похода даже специально в Википедию заглянул, чтобы просмотреть описание достопримечательностей, которые я возможно проглядел по причине спешки и невнимательности, но и в ней ничего особенного не упоминается, а перечислены те неказистые памятники и здания, которые я видел собственными глазами.
Вот только сфотографировал необычную водокачку и храмовый комплекс с нищими, только этот городской пейзаж показался достойным внимания:
И ещё Ровно запомнился ужасающим волнистым асфальтом на центральной улице, даже на Арабатской стрелке такую тряскую поверхность вряд ли сыщешь. Именно в Ровно состоялось моё знакомство с сетью западноукраинских супермаркетов «Вопак» . Дрянь та ещё, цены на пиво завышены на 1-2 гривны, водка в чекушках на 3-4 гривны дороже, самого необходимого часто нет в наличии, и вообще наценка явно не божеская. Любимых супермаркетов АТБ на Западной Украине я так и не обнаружил, хотя говорят что они есть. Слава богу, кроме гадкого «Вопака» в городках присутствуют и другие супермаркеты с разными названиями. А, кроме того, и «Сильпо» имеется в крупных городах. Вот в них я и оттягивался, а «Вопак» старался избегать, и вам в него заходить не советую.
Покушав на лавочке в сквере купленными продуктами, я поспешил поскорее покинуть этот унылый Ровно.